Санитарная зона жилого дома

Содержание

Простыми словами: Новые правила установления санитарных зон

Санитарная зона жилого дома
Простыми словами 17 сентября 2019 Г. 07:50,

Следующий год может обернуться для российской молочной индустрии новыми финансовыми обязательствами. Причина тому – отмена ориентировочных санитарно-защитных зон с 1 января 2020 года.

За четыре месяца до обновления правил Союзмолоко направил Минстрою просьбу отложить процесс. Причина экстренных мер – в неготовности индустрии к изменениям. Milknews объясняет их природу, риски для бизнеса и саму процедуру утверждения СЗЗ.

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) – это пространства вокруг промышленных площадок и прочих объектов, воздействующих на экологическую обстановку и здоровье людей. В пределах СЗЗ, в частности, запрещено размещать жилые здания.

Границы и масштаб санитарно-защитной защитной определяются на основании СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 

В процессе строительства предприятие с особыми условиями использования территории заказывает экспертизу, в ходе которой определяются ориентировочные СЗЗ. Данные, рассчитанные по классу воздействия на окружающую среду, уточняются в ходе эксплуатации предприятия, после чего границы санитарной зоны уточняются, принимают постоянный статус и заносятся в ЕГРН.

Установление санитарной зоны на молочном предприятии

Санитарная зона рассчитывается по периметру определённого здания, составляющего производственный комплекс. В пределах СЗЗ на территории производства могут размещаться различные объекты – административные и нежилые здания, электроподстанции и автомобильные СТО, а также магазины, гостиницы и бытовки для вахтовых рабочих.

Согласно СанПиН, для ферм и хозяйств, содержащих крупный рогатый скот, граница СЗЗ определяется в зависимости от поголовья: 50 метров для коровников до 50 голов, 100 метров – для коровников до 100 голов, 300 метров – для ферм до 1200 голов и 500 метров для ферм до 2000 коров и до 6000 скотомест для молодняка. Для более крупных комплексов КРС устанавливается максимальный класс опасности и, соответственно, самая большая СЗЗ в 1 км.

Санитарная зона в 1000 м устанавливается и для открытых хранилищ навоза, однако если хранить только биологически отработанную жидкую фракцию, то её можно снизить до 500 м. Для закрытых хранилищ также устанавливается ССЗ в 500 метров, а для площадок для буртования навоза – 300 метров.

Минимальные санитарно-защитные зоны устанавливаются у объектов молокопереработки без животных. Для молочных и маслобойных производств СанПиН устанавливает границу в 100 метров, а для малых предприятий по переработке молока (до 10 т/сутки) – 50 метров. 50-метровая зона также закладывается вокруг продовольственных складов.

Проект санитарной зоны: процедура и необходимые документы

Чтобы разработать проект СЗЗ, необходимо обратиться в местный филиал ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений». В число требуемых документов входят:

  • информация об объекте, коммуникациях, наличии зеленых насаждений на участке, временных построек или жилых домов на участке, расстояние до ближайшей жилой застройки, наличие водоемов, рек, лесов скважин и т.п.;
  • предварительное согласование планируемой деятельности с администрацией (письмо, распоряжение, постановление);
  • акт комиссии по выбору земельного участка под проектирование объекта;
  • градостроительная проработка на размещение объекта, согласованная на районном уровне;
  • распоряжение главы города (района) «О согласовании места размещения объекта»;
  • cвидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта;
  • заключение ЦГСЭН по отводу земельного участка под строительство;
  • заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка;
  • при наличии зеленых насаждений на участке: перечетная ведомость зеленых насаждений, произрастающих на отводимом участке (дендроплан) с указанием количества и породы деревьев, попадающих под снос, пересадку и сохранение;
  • при наличии жилых домов, подлежащих сносу на испрашиваемом участке: постановление администрации о переселении граждан, договора с жителями сносимых домов о переселении, акты приема-передачи жилого помещения, подлежащего сносу (с жителями).

Определение класса опасности необходимо для определения сроков уточнения и изменения зоны.

Для объектов V, IV и III класса срок систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха составляет 30 дней, а для объектов II и I класса – не менее пятидесяти.

Помимо этого, в последнем случае требуется предварительное заключение регионального управления Роспотребнадзора.

Молочные предприятия, в зависимости от производительности, относятся к I или II классу опасности. На Milknews можно узнать больше о категориях опасности и о том, как производители борются за попадание в более щадящие III и IV классы.

Кто регулирует санитарные зоны в России?

Срок действия ориентировочных СЗЗ определён в Градостроительном кодексе РФ. Соответствующие поправки в кодекс были внесены в прошлом году законом № 342-ФЗ от 3 августа 2018. Большинство изменений в данный документ вносит Министерство строительства и ЖКХ.

Санитарно-защитные зоны, помимо Градостроительного кодекса, регулируются Земельным кодексом и № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом за определение СЗЗ отвечают органы Роспотребнадзора.

Чем грозит отмена временных санитарных зон?

Согласно закону, ограничения на ориентировочные СЗЗ прекратят действовать 1 января 2020 года. К 1 октября предприятия, согласно закону, должны разработать проект постоянных СЗЗ и подать соответствующие заявления.

«Сброс» санитарных зон с 2020 года, отмечает Союзмолоко, приведёт к снятию специальных ограничений на использование земельных участков в СЗЗ. С юридической точки зрения, это позволит владельцам участков повторно истребовать с предприятий компенсацию за присутствие в зоне.

Если предприятие не успеет вовремя оформить постоянную санитарную зону, то для владельцев участков откроется «окно», в которое они могут свободно продавать землю и оформлять её под жилое строительство. После того, как предприятие закрепит СЗЗ, оно будет обязано ещё раз заплатить новым собственникам – всё потому, что новая зона не будет иметь никакого юридического отношения к ранее действовавшей.

Необходимость повторно заплатить за воздействие на объекты, уже находившиеся в санитарной зоне, «приведёт к банкротству многих молочных предприятий», сообщает Союзмолоко в своём письме в Министерство строительства и ЖКХ.

В союзе Milknews также рассказали, что при изучении правоприменительной практики узнали о случаях, когда власти давали разрешения на строительство новых жилых комплексов в санитарно-защитных зонах, и есть прецеденты, когда предприятие оказалось перед непростым выбором: выплачивать огромные компенсации или переносить ферму. 

Что предприятия предлагают сделать?

Национальный союз производителей молока предлагает изменить текст поправки в Градостроительный кодекс и отложить «сброс» на два года – до 1 января 2022 года.

Если предложение Союзмолоко будет принято, то участника рынка нужно будет предоставить проект СЗЗ не в двухнедельный срок, а к 1 октября 2021 года.

Промышленники обосновывают это тем, что предприятия все ещё собирают необходимые документы, а некоторые даже не знают об изменениях, вступающих в силу уже в следующем квартале.

Опрос, проведённый Союзмолоко, подтверждает неготовность индустрии к новым нормам. На данный момент только два члена из 120 отчитались об установленных границах СЗЗ, и всего четыре – о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Юрий Литвиненко
Роспотребнадзор бизнес

Источник: https://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/zona-sanitarnoi-ohrany.html

Запрет на строительство дома со ссылкой на нормы СанПиН без соответствующих расчетов недопустим

Санитарная зона жилого дома

10 апреля Московский городской суд удовлетворил административный иск собственника участка с категорией земли для индивидуального жилищного строительства, которому было отказано в выдаче разрешения на строительство дома.

В 2016 г. Юлия Яковлева приобрела участок с категорией земли для индивидуального жилищного строительства в деревне Архангельской г. Москвы в поселке КП «Зосимово». В 2017 г. она направила в Комитет государственного строительного надзора г.

Москвы документы для получения разрешения на строительство дома, однако в выдаче разрешения ей было отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) он расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное.

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано.

Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.

Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением (имеется у «АГ») о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.

В административном иске указывается, что согласно ст.

3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному Кодексу.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.

Отмечается, что на момент принятия Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г.

№ 120-ПП, порядок установления санитарно-защитной зоны регулировался Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с п.

4 СанПиН для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

В иске отмечается, что согласно ответу филиала ОАО «РЖД» – Московская железная дорога железнодорожная станция Бекасово-Сортировочное относится к объектам III класса.

Соответственно, для того, чтобы санитарно-защитная зона была установлена на земельном участке административного истца, должны быть разработаны проект санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений, а также решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ.

Согласно ответу Роспотребнадзора по г. Москве, данные о согласовании расчетной санитарно-защитной зоны отсутствуют.

В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ответили, что протоколы замера физических факторов от железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное ими не выполнялись, а в Управлении Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту сообщили, что проектов санитарно-защитной зоны, ориентировочной санитарно-защитной зоны, сокращения санитарно-защитной зоны предприятий станции Бекасово-Сортировочное на рассмотрение в Роспотребнадзор не поступало.

Указывается, что гражданское и земельное законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из положений п. 1 и 2 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст.

260 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

«Иными словами, ограничения прав собственника должны быть ему известны и предусмотрены законом. В данном случае в отношении земельного участка …, принадлежащего Яковлевой Ю.В.

на праве собственности, какие-либо ограничения и обременения прав собственника не установлены, что усматривается из выписки ЕГРН», – отмечается в административном иске.

В связи с этим Юлия Яковлева попросила суд признать недействующими Правила землепользования и застройки г. Москвы, утвержденные постановлением Правительства г. Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, в части установления в границах принадлежащего ей на праве собственности земельного участка санитарно-защитной зоны.

Суд встал на сторону административного истца

В Мосгорсуде представитель административного истца адвокат АП г.

Москвы Анна Минушкина указала, что в связи с установлением границ санитарно-защитной зоны Юлии Яковлевой было отказано в получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, тогда как собственники соседних участков, обратившиеся за получением разрешений на строительство до введения в действие оспариваемых Правил, такие разрешения получили.

Представители административного ответчика – Правительства Москвы, одновременно представляющие интересы Москомархитектуры, просили в удовлетворении заявленного требования отказать.

Они указали, что санитарно-защитная зона была установлена на основании расчетов, выполненных ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы» и впоследствии подтвержденных изменениями, которые были проведены после принятия оспариваемого постановления.

Кроме того, представители отметили, что санитарно-защитная зона установлена ориентировочно, в связи с чем постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – полагал требование административного истца обоснованным.

Он указал, что расчеты ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы» выполнены лишь по одному из видов загрязнения и являются только начальным этапом разработки проекта санитарно-защитной зоны, после которого уполномоченным органом должна проводиться экспертиза расчетов, результаты которой вместе с расчетами направляются Главному государственному санитарному врачу субъекта РФ для утверждения, после которого соответствующие данные вносятся в ЕГРН.

Прокурор также полагала, что требование административного истца подлежит удовлетворению.

Суд отметил, что из письменных возражений административного ответчика следует, что основанием для отображения в территориальной части Правил землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны для станции Бекасово-Сортировочное послужили результаты расчетов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от основных источников шума, выполненные ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы», однако расчетов по иным показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось.

Мосгорсуд указал, что постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 были утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. В соответствии с п.

2 постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления его в силу, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на него за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта в срок не более одного года со дня вступления постановления в силу.

«Между тем, как было установлено судом, ни по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, ни по состоянию на дату разрешения административного спора в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, включая его московский территориальный отдел, соответствующее заявление с приложением к нему проекта СЗЗ, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны от правообладателя станции Бекасово-Сортировочное не поступало. Как следствие, размеры и границы СЗЗ для данного объекта Главным государственным санитарным врачом г. Москвы или его заместителем не утверждались», – подчеркивается в документе.

Кроме того, суд отклонил доводы административного ответчика о том, что спорная санитарно-защитная зона установлена ориентировочно, в связи с чем постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку правила, установленные п. 2.1 и 2.1 СанПиН, устанавливают определенную процедуру разработки проекта санитарно-защитной зоны, которая в отношении станции Бекасово-Сортировочное фактически не начиналась.

«Таким образом, размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны не могут быть самостоятельно определены Правительством Москвы, поскольку размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений», – указал Мосгорсуд.

Суд удовлетворил административный иск и признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка Юлии Яковлевой.

Адвокат считает, что судебного разбирательства можно было бы избежать

В комментарии «АГ» Анна Минушкина рассказала о том, почему возникла такая ситуация. «Проект застройки поселения Новофедоровское был разработан еще в 2011 г., до включения территорий в состав Москвы.

Для того чтобы выделить земли под строительство, органами местного самоуправления застройщику были выдвинуты требования по обеспечению безопасности жителей от железнодорожной станции: установление защитного забора, который бы отделял поселок от станции и поглощал шум. Застройщик такой забор не установил.

В 2017 г., после перехода Троицкого и Новомосковского округов в состав г. Москвы, были разработаны новые правила землепользования и застройки г. Москвы, принято постановление Правительства г. Москвы № 120-ПП.

В этом постановлении и была определена ориентировочная санитарно-защитная зона Троицкого административного округа. Сделано это было без каких-либо замеров и заключений компетентных органов», – указала Анна Минушкина.

По ее мнению, если бы вопрос с установлением забора был решен своевременно, размер санитарно-защитной зоны был бы лишь в пределах станции. «Такой размер санитарно-защитной зоны, как сейчас, был установлен по причине бездействия органов местного самоуправления. Этот вопрос сейчас рассматривается в прокуратуре и следственном комитете», – отметила адвокат.

Анна Минушкина добавила, что Правительство Москвы уже подало апелляционную жалобу на решение Московского городского суда.

Практика по аналогичным делам

Партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова рассказала об имеющейся практике по таким делам.

«В подавляющем большинстве случаев собственники объектов недвижимости, чьи права нарушались уполномоченными органами власти (будь то выдача ГПЗУ с ограничениями в части использования земельного участка по причине его вхождения в зону с особыми условиями использования территории, отказ в выдаче разрешения на строительство или реконструкцию и т.п.), видя лишь вершину айсберга, оспаривали полученный акт, что при системном анализе действующего законодательства и сложившейся на его базе судебной практике надлежащим способом защиты не является», – указала эксперт. Она также отметила, что такой способ защиты причины получения отрицательного результата для собственника не устранял, т.е. нарушенное право не восстанавливалось.

Юлия Бузанова указала, что, как и в рассматриваемом деле, суды указывали на необходимость проверки законности и правомерности утверждения документа градостроительного зонирования как первоисточника сведений об объекте недвижимости (в том числе допустимого режима его использования), поэтому при выявлении пороков нужно оспаривать именно нормативно-правовой акт, противоречащий нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Юрист отметила, что в рамках рассматриваемого дела суд пришел к выводу о том, что при разработке градостроительной документации внесение ориентировочных сведений, нарушающих права и законные интересы правообладателей объектов недвижимости, недопустимо – введение того или иного режима ограничения возможно только при строгом соответствии процедуре его установления. Юлия Бузанова указала, что аналогичным образом данный вопрос разрешается и в других регионах (Определение ВС РФ от 6 декабря 2018 г. № 51-АПГ 18-22), в связи с чем можно сделать вывод о том, что суды вышестоящих инстанций принятое по настоящему делу решение поддержат, а практика принятия уполномоченными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, постепенно сократится.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/zapret-na-stroitelstvo-doma-so-ssylkoy-na-normy-sanpin-bez-sootvetstvuyushchikh-raschetov-nedopustim/

Санитарно защитная зона очистных сооружений канализации – СЗЗ

Санитарная зона жилого дома

Для отсечки участков обработки сточных вод от жилых массивов вводится санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации. Это территория, на которой запрещено строительство любых зданий, построек или объектов хозяйственной деятельности.

Несоответствие размеров охранной зоны действующим нормативам является нарушением, по которому возможна определенная ответственность. Использование защитной территории не по прямому назначению (в коммерческих, промышленных или других целях) рассматривается как правонарушение со всеми вытекающими последствиями. Нормы и правила по отведению разрыва изложены в СанПиН и других документах.  

Что это такое

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, окружающаяпромышленные объекты от участков жилой застройки. Введение разрыва вызванонеобходимостью защиты жилых массивов от вредного воздействия промышленныхпредприятий. Факторами вредного влияния являются:

  • шум;
  • пыль;
  • газообразные выбросы.

Для снижения вредного воздействиявводятся охранные территории, одним из видов которых является охранная зона очистныхсооружений канализации.

Параметры территории рассчитываютсяво время создания проекта предприятия. Ввод в эксплуатацию производственныхмощностей, не отделенных от участков жилой застройки, запрещен. Таковы общиетребования к СЗЗ, относящиеся ко всем промышленным объектам. Они определеныактуальной редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03, где четко определены правила иусловия отведения охранного разрыва. Если величина или конфигурация территориине соответствует действующему стандарту, на предприятие может быть наложенштраф до 100 тыс. рублей, или приостановка деятельности на 90 суток.

В болеесложных случаях, повлекших тяжелые последствия, следует уголовнаяответственность руководителей или виновников.

Зоны санитарной охраны очистных сооружений канализации подчиняются тем же требованиям, что и промышленные СЗЗ. Они рассчитываются по условиям работы оборудования, объемам стоков, величине отстойников или полей фильтрации. В СанПиН даны таблицы зависимости размеров СЗЗ от величины отстойников или емкостей.

Однако, данные величины относятся к условным, или рекомендуемым значениям. Каждые ОС имеют собственную специфику работы. Природные условия местности, особенности климата и другие факторы могут быть учтены при определении величины охранного разрыва.

В подобных случаях санитарная зона очистных сооружений канализации отводится в соответствии с базовыми медицинскими нормами. Основным критерием оценки размера полосы отсечки является определение ПДК на границах участка охраны.

Если концентрация вредных веществ (запахов, других компонентов) не соответствует допустимым значениям, размеры полосы отчуждения придется увеличивать.

Для чего нужны

СЗЗ от очистных сооружений бытовой канализациипредназначены для отсечки жилых массивов от участка обработки сточных вод.

Полосаотсечки обеспечивает возможность ослабить вредное воздействие выбросов, запаховили других технических компонентов очистки.

Расстояние от источника до жилыхдомов населенного пункта должно быть таким, чтобы все вредные компонентыуспевали осесть на почву. Кроме этого, газообразные выбросы должны растворитьсяв атмосфере, не доходя до жилья.

Комплексы обработки стоковиспользуют технологию отстаивания и аэрации жидкостей. Для этого необходимыбольшие открытые емкости, от которых исходит сильный запах. Кроме того, естьтехнологии, где применяются специальные химические реактивы.

Они связываютвредные компоненты, заставляют их выпадать в осадок. Отведение полосы отсечкипозволяет уменьшить поступление запахов к жилым зданиям, снижает опасностьпопадания активных реагентов в зону городской застройки.

Как правило,строительство ОС производится на подветренной стороне от населенного пункта,неподалеку от водоема.

Как устанавливается величина СЗЗ

Расчет территории отчужденияпроизводится на стадии создания проекта строительства или реконструкциикомплекса очистки. Надо рассчитывать объемы стоков, рассматривать возможностьрасширения населенного пункта и увеличения количества отходов. При этомучитывается специфика сбора стоков.

Например, при строительстве многоэтажныхжилых домов возрастает объем бытовых отходов. При этом, количество дождевойводы, собранной с той же площади, практически не меняется. Поэтому охранная зона очистныхсооружений ливневой канализации не соответствует величине отсечки,принятой для бытовых ОС.

Если процесс обработки происходит на однойпромышленной площадке, выбирают большее значение.

Величина охранной территории рассчитывается исходя из технологии очистки стоков, используемого оборудования, мощности очистных сооружений. Также учитывается характер стоков и тип канализации. Чем тяжелее компоненты выбросов с ОС, тем меньше требуется площадь для их оседания.

И наоборот, газообразные выбросы способны передаваться на большие расстояния и требуют широкой полосы отчуждения. Например, санитарно-защитная зона очистных сооружений бытовой канализации больше, чем разрыв от комплекса очистки ливневых стоков. Эта разница обусловлена отличиями в технологии обработки стоков, составе жидкости, условиях работы оборудования.

Кроме этого, значительно отличаются режимы действия этих сетей. Бытовые стоки поступают регулярно, их объемы можно заранее просчитать. Ливневые потоки появляются нерегулярно, иногда их нет в течение нескольких недель или месяцев. В зимнее время дождевая система простаивает, а бытовая канализация работает круглый год.

Исходя из условий работы, санитарно-защитная зона очистных сооружений ливневой канализации рассчитывается по минимальным требованиям для закрытых емкостей.

Также читайте: Внутренние сети канализации: устройство внутренней части, стояк, размеры труб

Размеры СЗЗ по таблицам СанПиН

Ширина полосы отсечки в зависимостиот технологии и объема сточных жидкостей:

            Приведенныезначения являются рекомендуемыми показателями. В отдельных случаях они могутбыть немного уменьшены.

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистныхсооружений рассчитываются с учетом перспективного развития населенногопункта. Если в момент создания проекта учтена одна мощность комплекса обработки,то со временем она может увеличиться в несколько раз. Если не обеспечить запастерритории, работа ОС окажется под вопросом из-за несоответствия по санитарнымтребованиям.

Временный простой, ремонтныеработы или реконструкция оборудования не являются основанием для уменьшенияразмера полосы отчуждения. При этом, изменение технологии очистки, введениенового оборудования, дают основание для пересмотра величины разрыва. В такихслучаях СЗЗ очистныхсооружений канализации может быть уменьшена в соответствии с новымиусловиями работы комплекса.

Еще одним важным фактором, требующим учета при отведении охранного разрыва, является преобладающее направление ветра. Если воздушные потоки чаще всего направлены со стороны ОС на жилые массивы города, придется увеличивать размер полосы отсечки.

обзор:

Всё полезное о канализации — gidkanal.ru 

GidKanal | Яндекс Дзен

Источник: https://gidkanal.ru/sanitarno-zashhitnaya-zona-ochistnyh-sooruzhenij-kanalizatsii-chto-takoe-szz-ohrannaya-zona/

Можно ли построить жилой дом в СЗЗ предприятия?

Санитарная зона жилого дома

В соответствии с санитарной классификацией наше предприятие относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) 300 м. Недавно в СЗЗ началось строительство жилого дома. Застройщик готов за свой счет разработать проект СЗЗ для нашего предприятия.

Стоит ли соглашаться на разработку проекта СЗЗ? Какие могут быть подводные камни? Как обоснованно отказать застройщику в разработке такого проекта?

В вопросе описана типичная ситуация: с одной стороны, существуют санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ), обеспечивающие защиту населения от негативного воздействия производства, с другой — на эту, по сути, отчужденную землю есть желающие.

Парадокс, но также есть желающие жить в СЗЗ.

Только это не те желающие, которые хотят дышать промышленным воздухом, а те, которые по каким-то причинам не учитывают данный фактор при покупке жилья (например, сыграл роль ценовой фактор), а потом начинают писать жалобы на предприятие во все инстанции.

Чем грозит появление жилого дома в СЗЗ предприятия?

Законодательство допускает сокращение СЗЗ. Однако по умолчанию предприятие, в нормативной СЗЗ которого построен жилой дом, имеет больше претензий и проблем со стороны надзорных инстанций и общественности. Жители пишут жалобы, невзирая на сокращенную СЗЗ. А жалоба — основание для внеплановой проверки, которая редко обходится без штрафа[1].

По идее, предприятие должны проверять только на предмет жалобы, но проверяющие часто выходят за ее пределы. Тем более что такая проверка детально не регламентирована, и прямого запрета на выход за ее пределы нет.

Более того, согласно подп. 1 п. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, если проверяющий пришел на предприятие по жалобе жителей на запах и попутно увидел другой недостаток — он вас оштрафует.

Почему сложилась такая практика?

Ранее в «Справочнике эколога» был опубликован цикл статей, посвященных СЗЗ[2]. В первой статье цикла мы подробно рассматривали, почему институт СЗЗ, строго говоря, не соответствует принципам права.

Да, в России пространства большие, и можно позволить себе защиту расстоянием. Но — в отношении новых (!) предприятий, строящихся на неосвоенных территориях.

Распространив этот принцип на предприятия, существующие в уже сложившейся застройке, Роспотребнадзор поставил сам себя в безвыходную ситуацию.

Экономически и исторически невозможно было заставить предприятия расселить за свой счет всех, кто оказался в их СЗЗ.

Создавалось-то это законодательство в СССР, где было «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Где хотело государство соблюдать законодательство, там соблюдало, где не хотело — не соблюдало.

Вот и жило себе население в СЗЗ, да еще и радовалось, живя рядом с работой. И детским садикам у проходной завода тоже радовалось — отвел ребенка в детский сад и пошел на работу.

Было ведомственное жилье, ведомственные садовые товарищества, ведомственные детские сады, поликлиники, учебные заведения — все вдоль забора предприятия.

А потом в одночасье все рухнуло. Социальные объекты отошли к городу, предприятия перешли в частную собственность.

И оказалось, что эти дома, детские сады, учебные заведения не могут находиться у забора предприятия, и, более того, предприятие, когда-то построившее их за свой счет, должно их за свой счет еще и вывести.

Но предприятие-то уже постперестроечное, у него уже нет таких средств, чтобы вывести даже те объекты, которые оно когда-то построило. Что уж говорить о тех объектах, которые ему построили в его СЗЗ.

Но закон есть закон. У надзорного органа появилось право и желание требовать его соблюдения. Особенно когда был выигран суд против России в Европейском суде по правам человека.

Однако политическая воля не пошла дальше требования разрабатывать проект СЗЗ, закрывать предприятия никто на себя ответственность не взял. Мы не Япония, и экономическая ситуация у нас не та.

В итоге все свелось к понятию «сокращение СЗЗ»: в СЗЗ есть запрещенные к размещению объекты — СЗЗ нужно сократить по их границе. Вот и получилось, что иметь жилье в СЗЗ нельзя, но если очень хочется, то можно.

Вот хочется застройщику построить жилье в вашей СЗЗ, и он готов сократить вашу СЗЗ за свой счет.

Может ли застройщик сократить СЗЗ предприятия?

По собственной инициативе не может. Сокращение СЗЗ пока что право, а не обязанность предприятия. Участок, по вине предприятия обремененный запретом на строительство определенных объектов, платежами не облагается. Теоретически ст.

57 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) возмещение убытков предусматривает, но на практике в части СЗЗ ею пока не пользуются. Была попытка взимания земельного налога, но она провалилась, т.к.

земельный налог можно налагать только на собственника земельного участка.

Почему и говорится, что институт СЗЗ сформирован санитарными врачами без учета принципов права. Получается странная ситуация: земля обременена деятельностью предприятия, но оно за это не платит, не терпит никаких неудобств. Этот способ защиты расстоянием ему, можно сказать, дарится.

Значит, предприятию выгодно застолбить за собой как можно больший участок территории, чтобы не получить жилье к своему забору и, соответственно, жалобщиков. То есть СЗЗ — это защита не только населения от предприятия, но и предприятия от населения.

Таким образом, предприятие может отказать застройщику без объяснения причин, его никто не обязывает сокращать СЗЗ.

Какие могут быть подводные камни?

Хорошо заявлять о своих правах, когда у предприятия все в порядке: надлежащим образом разработан проект СЗЗ, на него получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (далее — СЭЗ), есть решение об установлении СЗЗ, сведения о СЗЗ внесены в государственный кадастр недвижимости. В этом случае можно судиться со всеми, кто посягает на вашу СЗЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=xO498Xk17Ew

Если каких-то из перечисленных выше документов нет, вам нужно срочно их оформить. Если не можете (нет денег), это уже другой вопрос.

КСТАТИ

В нашей практике была подобная история. Застройщик разработал проект СЗЗ и получил на него положительное СЭЗ за свой счет. И когда прокуратура вызвала предприятие в суд с намерением «принудить к разработке проекта СЗЗ», мы нашли в базе СЭЗ данное заключение и выиграли суд.

В таком случае предприятию выгодно, что застройщик оформляет все требуемые документы за свой счет и сокращает СЗЗ только под свою застройку. Однако жителей под бок предприятие все равно получит.

Помимо этого, застройщик может догадаться использовать ст. 57 ЗК РФ.

В случае если у вас не установлена СЗЗ надлежащим образом, можно также бороться за чистоту своей нормативной СЗЗ, но это уже сложнее. Суд может отказать по основанию, что СЗЗ не установлена, границы ее не обозначены. Тогда, наоборот, вы окажетесь уязвимы для надзорного органа и самого застройщика, как организация, не разработавшая проект СЗЗ.

Это если вы относитесь к объектам I–III классов опасности, для которых обязательна разработка проекта СЗЗ. Если нет, тогда смело спорьте. Настолько смело, насколько позволяет риск использования застройщиком ст. 57 ЗК РФ. Да, нам пока неизвестен такой вариант, однако никто не мешает вашему застройщику стать первопроходцем.

Вывод

По нашему мнению, вам не следует идти навстречу застройщику, который хочет построить жилье на заведомо запретной для проживания людей территории.

[1] Подробнее см.: Дудникова А.Г. Проверка надзорного органа: штраф неизбежен // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 10–13.

[2] Подробнее см.:

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

Источник: https://www.profiz.ru/eco/12_2017/dom_v_SZZ/

Санитарно-защитная зона

Санитарная зона жилого дома

Санитарно-защитная зона располагается вокруг промышленных объектов и производственных площадок, функционирование которых пагубно сказывается на здоровье населения.

Основная задача СЗЗ – это снижение негативного влияния физических, химических и биологических факторов, возникающих при работе предприятия, и доведение степени ПДК и ПДУ до требований, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”.

СЗЗ очистных сооружений частных домов

Индивидуальные жилые застройки – особая категория мест для установки сооружений очистки.

С одной стороны небольшая производительность установок, с другой – малая площадь участка застройки, на которой размещаются очистные сооружения.

Это могут быть подземные септики, ЛОС, поля фильтрации и просто выгребные ямы. Величина санитарно-защитной зоны рассчитывается по рекомендациям СанПиН и должна соответствовать следующим требованиям:

  • до фундамента жилого дома – пять метров;
  • до точки водозабора – пятьдесят метров;
  • до ручья, реки – десять метров;
  • до водоемов с непроточной водой (пруды, озера, водохранилища) – тридцать метров;
  • до межи соседней застройки – три метра;
  • до плодовоягодных посадок – три метра;
  • до автомобильной дороги – пять метров.

При обустройстве на приусадебном участке частного владения полей фильтрации, СЗЗ рассчитывается исходя из суточного объема стоков, поступающих из септика и всасывающих свойств грунта.

СЗЗ по классам производства

Для каждой отрасли промышленности существуют определенные величины СЗЗ, которые прописаны в СанПиН. Они разделены на 5 классов в зависимости от степени воздействия различных факторов на окружающую среду. К примеру:

  • 1 класс: производство кислот, анилино-красочная промышленность, металлургические и машиностроительные производства.
  • 2 класс: самолетостроение и машиностроение, производство металлических конструкций, газов, органических растворителей.
  • 3 класс: производство химических реактивов, пластмассы, лакокрасочная, парфюмерная индустрия.
  • 4 класс: мыловарение, выпуск стекловолокна.
  • 5 класс: пункты химчистки, типографии, выпуск лекарств.

Величина СЗЗ зависит от профиля предприятия, характера производственной деятельности, объемов производства и имеет размер, соответствующий определенному классу:

  • промышленные предприятия I класса – тысяча метров;
  • промышленные предприятия II класса – пятьсот метров;
  • промышленные предприятия III класса – триста метров;
  • промышленные предприятия IV класса – сто метров;
  • промышленные предприятия V класса – пятьдесят метров.

Непроизводственные объекты также имеют свои величины СЗЗ, которым соответствуют следующие расстояния:

  • складские помещения исходя из характера и объемов складируемой продукции – 50 – 500 м;
  • котельная – 50 м;
  • АЗС – 50 – 100 м;
  • газопровод (зона отчуждения) 300- 1200 м;
  • нефтяная скважина -300 – 1000 м;
  • очистные сооружения – 15 – 1000 м;
  • кладбища: 20 – 40 га – 500 м; меньше 20 га – 300 м; закрытые и сельские – 50 м.

СЗЗ очистных сооружений канализации

Санитарно-защитная зона предусматривается для следующих типов очистных сооружений и оборудования:

  • станции перекачки, ЛОС, специализированные аварийные емкости;
  • поля фильтрации, поля орошения, биологические пруды;
  • системы для биоочистки и очистки механическими методами;M
  • фильтрующие конструкции с применением терморегуляции.

Величина СЗЗ устанавливается по классификации класса опасности, который присваивается объекту очистных сооружений и канализации и обусловлена производительностью установки и объемом суточных стоков.

Таблица. Санитарно-защитная зона канализационных очистных сооружений

Тип сооруженияРасстояние в м, при расчетной производит. сооружения в тыс. м3/сутки
до 0,2от 0,2 до 5,0от 5,0 до 50от 50 до 280
Насосные станции, регулирующие резервуары и ЛОС15202030
Сооружения для механич. и биологич. очистки с иловыми площадками для сброженных осадков150200400500
Сооружения для механич. и биологич. очистки с термомеханич. обработкой осадка в закрытом помещении100150300400
Поля:
а) фильтрации2003005001000
б) орошения1502004001000
Биологические пруды200200300300

При обустройстве СЗЗ вокруг объектов очистных сооружений стоит придерживаться некоторых ограничений и рекомендаций.В случае повышения уровня шума или вибрации, требуется увеличение размеров санитарно-защитной зоны.

На открытых объектах биоочистки и очистки механическими методами чаще всего предусмотрены иловые площадки. Тогда величина СЗЗ устанавливается в соответствии с СанПиН. Если установки очистки являются закрытыми, то существует возможность сокращения СЗЗ.

При возрастании производительности очистных сооружений свыше 280 000 кубометров суточного объема или внедрении передовых технологий очистки сточных вод, границы СЗЗ рассчитываются индивидуально и могут отличаться от установленных в СанПиН.

Источник: https://www.vo-da.ru/articles/szz/predpriyatiya-i-los

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.