Кто может проводить экспертизу

Содержание

Негосударственная экспертиза проектной документации

Кто может проводить экспертизу

Государственная и негосударственная экспертиза проектной документации — комплекс мероприятий, направленных на проверку проекта и его соответствия строительным нормам, стандартам, правилам и требованиям законодательства РФ. Проведение работы возлагается на уполномоченный госорган или компанию, имеющую аккредитацию на проверку инженерных изысканий или проекта.

Экспертиза (государственная или частная) — ключевой этап обеспечения безопасности сооружений.

Целью такой работы является определение соответствия документации (проектной, предпроектной, градостроительной) техусловиям и первичным данным строительства.

Благодаря проведению таких мероприятий, удается отследить нарушение требований безопасности, «слабые места» в устойчивости и надежности конструкций, рациональность применения различных ресурсов.

В статье уделим внимание негосударственной экспертизе, рассмотрим особенности ее проведения, сроки, законодательную базу и выделим рекомендации по выбору квалифицированного исполнителя в Москве или другому городе.

Понятие негосударственной экспертизы проектной документации

Особенность негосударственной экспертизы в том, что ее проведение поручается юридическим лицам (компаниям), которые имеют аккредитацию на осуществление такого рода работ. Привлечение частных специалистов является инициативой строительной компании, стороны-заказчика или субъекта, который по договору с застройщиком занимается созданием проекта.

В роли объекта негосударственной экспертизы выступает весь проект или конкретные разделы, а также инженерные изыскания. При выполнении работ составляется договор, сторонами которого является заявитель и экспертная компания. Соглашение заключается с учетом гражданского законодательства.

Проведение негосударственной экспертизы допускается для всех объектов капстроительства, в том числе для определенного этапа, восстановления или капремонта. В эту же категорию входят работы, которые по законодательству подлежат государственной экспертизе РФ.

Как отмечалось выше, в основе взаимодействия сторон лежит договор. Именно в нем определяется стоимость выполнения работ, объем проверяемой документации, каким требованиям Положения она должна соответствовать и так далее. В процессе проведения негосударственной экспертизе проект проверяется на соответствие:

  • Градостроительному и техническому регламенту.
  • Результатам инженерных изысканий.
  • Национальным и частным стандартам компании.
  • Заданию на проектировку.
  • ГПЗУ.
  • Установленным нормативам (при оформлении сметы).

Законодательная база

Данные статистики свидетельствуют о росте популярности негосударственной экспертизы. Это объясняется тем, что такая проверка проводится в более сжатые сроки (до 10 рабочих дней). Кроме того, стоимость негосударственной экспертизы ниже, чем государственной. Результат обоих видов проверок признается на официальном уровне и позволяет получить в дальнейшем разрешение на возведение объекта.

  Как поставить дорогу на кадастровый учет?

В ФЗ №337 о внесении изменений в ГрК РФ и ряд законодательных актов РФ прописано, что проектная документация по реконструкции, капремонту или строительству здания проходит обязательную экспертизу. В 2012 году вступили в силу поправки закона, согласно которых заключения государственной или негосударственной экспертизы признаны равными в правах. Порядок и форма оформления документа устанавливается ФАС и ЖКХ.

С учетом новых норм строительная компания и заказчик имеют право лично выбирать, куда передавать инженерные изыскания и проект для дальнейшей проверки — в государственный или негосударственный орган.

Это прописано в части 1, статье 49.

Если проверка сметы осуществляется одновременно с экспертизой проекта и инженерных изысканий, работы выполняются с учетом срока, установленного в договоре между сторонами.

Основные нюансы независимой (частной экспертизы) оговорены в соответствующем Положении, которое в 2008 году было утверждено Путиным В.В. (на тот момент Председателем Правительства РФ).

Кто может проводить?

Выполнение негосударственной экспертизы — право компаний, имеющих аккредитацию на осуществление таких работ. Допуском организаций занимается Минрегионразвития РФ — именно эта организация осуществляет проверку юридических лиц, планирующих выполнять частную экспертизу, и выдает разрешения на ведение такого вида деятельности.

По результатам проверки заявитель аккредитуется на проведение негосударственной экспертизы в отношении инженерных изысканий или проекта (по отдельности) или выполнения обеих видов работ. Компания имеет право проводить только те виды экспертизы, на выполнение которых получено разрешение.

Для прохождения аккредитации претендент должен соответствовать ряду требований:

  • Чтобы получить допуск к проведению экспертизы проектной документации, претендент должен подтвердить наличие в штате работников с высшим профильным образованием в той сфере, в которой проводится аккредитация. Стаж работы работников в сфере проектирования объектов должен быть от 5 лет и более, а также от 3-х лет в сфере проведения государственной экспертизы проектов, в секторе строительного контроля или надзора.
  • Чтобы получить аккредитацию на проведение экспертизы инженерных изысканий, сотрудники компании-претендента должны иметь профильное высшее образование в сфере инженерно-геодезических исследований. Опыт работы в этом секторе от 5 лет и больше или стаж в проведении госэкспертизы от 3-х лет.

  Как правильно оформить лицензию на строительство?

Чтобы получить аккредитацию, компания-претендент собирает требуемый пакет бумаг и передает его в уполномоченный орган. Эта работа производится лично или путем передачи заказного письма. В пакет бумаг, отправляемых для получения аккредитации, входит:

  • Заявление на получение аккредитации. В нем прописываются виды частной (негосударственной) экспертизы, которые планирует проводить заявитель, а также сроки, на которые оформляется аккредитация.
  • Копия бумаг, подтверждающих факт внесения организации в Единый государственный реестр юрлиц.
  • Учредительные бумаги компании (копии).
  • Документы, подтверждающие наличие профильного образования или опыта работы у сотрудников (достаточно копии).

Сроки

Период проведения проверки и передачи заключения о соответствии заявителя действующим требованиям предусмотрены в регламенте экспертной компании. Как правило, в документе содержится ссылка о том, что срок проведения экспертизы определяется индивидуально, с учетом условия соглашения между заказчиком и экспертной компанией.

В регламенте устанавливается общий период, который может быть сокращен при оформлении договора. Как правило, срок проведения экспертной оценки по жилым объектам равен 45 суткам, а по нежилым — 3 месяцам.

Как не ошибиться в выборе эксперта?

Главной сложностью для заказчиков является выбор негосударственной компании, которая бы соответствовала требованиям и имела соответствующую аккредитацию. Важно, чтобы в процессе проверки организация проверяла проект на  соответствие техническим регламентам, сметным нормативам, стандартам компаний и государства, заданию на проектирование и другим действующим нормам.

Результат, выданный аккредитованным негосударственным органом, имеет такую же силу, и может применяться для дальнейшего оформления разрешения на возведение объекта. При этом заказчик вправе лично принимать решение, куда обратиться — в государственный орган или частную структуру.

Квалифицированная компания предлагает:

  • Помощь в создании результатов инженерных изысканий и подготовке проекта к прохождению частной экспертизы. Работа выполняется применительно к сооружениям, для проектов которых требуется проведение экспертной оценки.
  • Непосредственно экспертизу проектной и сметной документации.

По желанию заказчика компания, которая проводит негосударственную экспертизу, может осуществлять проверку документов (сметы и проекта). К главным требованиям, которые предъявляются к исполнителю, стоит отнести:

  • Опыт и надежность работы.
  • Индивидуальный подход к предоставлению услуг.
  • Консультации специалистов по интересующим вопросам.
  • Аудит каждого из разделов проекта.
  • Сопровождение при проведении государственных тендеров (если в этом имеется необходимость).
  • Предоставление личного менеджера, который будет вести проекта (некоторые компании предлагают такую услугу).
  • Высокая скорость проведения экспертизы проекта.
  • Наличие калькулятора, позволяющего рассчитать стоимость услуг.

Негосударственная экспертиза хуже государственной?

У многих сложился стереотип, что экспертиза, которая проводится негосударственной (частной) организацией, хуже проверки, проводимой государственным органом. Это ошибочное мнение. Выше отмечалось, что результаты таких проверок имеют идентичную силу. Кроме того, независимая экспертиза, которая проводится частной компанией, имеет ряд плюсов:

  • Возможность самостоятельно выбирать организацию, которая, по мнению заказчика, соответствует заявленным критериям и выполняет необходимый объем работ.
  • Получение качественных услуг по проведению экспертной оценки.
  • Отсутствие различий в юридической силе между заключением, выданным государственной и негосударственной компанией. Результаты проверок могут в одинаковой степени применяться для выполнения дальнейших работ, в том числе получения разрешения на осуществление строительных работ. В ряде случаев допускается проведение проверки частным органом без экспертизы государственной компании.
  • Высокая скорость проверки (быстрей, чем эту работу выполняют государственные органы). Сроки выполнения проверочных мероприятий оговариваются в договоре, заключенным между сторонами.

Стоимость проверки проекта государственными органами устанавливается с учетом действующих тарифов (определяются государством).

Частные организации в своей деятельности придерживаются установленных тарифов, но для привлечения клиентов они часто снижают ставки и делают сотрудничество более выгодным.

Развитие этого сектора и появление частных учреждений для проведения экспертизы позволяет ускорить и упростить процесс выполнения работ без ущерба для безопасности зданий. В результате заказчик экономит два главных параметра — время и деньги.

Итоги

По законодательству экспертиза, которая проведена частным или государственным органом, имеет одинаковую силу.

Полученное заключение может применяться для выполнения дальнейших работ, в том числе получения разрешения на строительство.

Но стоит помнить, что в законодательстве имеются ситуации, когда не обойтись без государственной экспертизы. Это актуально даже для тех случаев, когда частное учреждение дало положительную оценку.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/negosudarstvennaya-ekspertiza-proektnoj-dokumentacii/

Экспертиза товара ненадлежащего качества: порядок и сроки проведения по Закону

Кто может проводить экспертизу

Согласно законодательству РФ, покупатель имеет право вернуть непродовольственный товар ненадлежащего качества по гарантии для ремонта, обмена, возврата денег, перерасчета стоимости либо получения определенной компенсации. При этом удовлетворение подобных требований возможно лишь в тех случаях, когда доказана непричастность покупателя к возникновению недостатка, ставшего причиной возврата.

Для установления причин возникновения недостатка, а также решения иных возможных споров в подобных ситуациях нормами законодательства предусмотрена возможность проведения экспертизы качества товара.

Экспертиза товара ненадлежащего качества: понятие, правовое регулирование, цели процедуры

Права и обязанности сторон, возникающие вследствие купли-продажи различных товаров (в рассматриваемом случае – непродовольственных товаров длительного пользования), регулируются положениями Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), а также рядом иных нормативно-правовых актов.

Согласно ст.

18 означенного закона, продавец (либо иная ответственная сторона) обязан принять у покупателя товар ненадлежащего качества для замены на идентичный или аналогичный, бесплатного ремонта, перерасчета стоимости либо возврата денег в соответствии с оговоренными в момент покупки и зафиксированными в договоре купли-продажи условиями предоставления гарантии.

Согласно п. 5 данной статьи, продавец при необходимости может в присутствии покупателя проверить качество товара на месте. В случае сомнений либо спора в отношении возникновения недостатка, ставшего причиной возврата, продавец обязан инициировать проведение технической экспертизы качества товара.

Экспертиза качества в рассматриваемом контексте – комплекс технических процедур, производимый сторонней организацией для проверки исправности, качества и соответствия конкретного изделия определенной марки, модели и артикула заявленным параметрам и характеристикам. Инициатором проведения экспертизы может быть как продавец, так и покупатель, либо иная заинтересованная сторона.

Цели экспертизы

Непосредственными целями проведения экспертизы являются:

  • определение общего качества предъявленного товара, а также характера имеющихся недостатков в отношении возможности его полноценной целевой эксплуатации;
  • выявление причин возникновения имеющихся недостатков: установление факта наличия заводского брака либо нарушения правил эксплуатации, транспортировки, хранения и т. д.

Именно на основании результатов проведенного исследования ответственная сторона делает вывод о причинах неисправности и принимает решение о возможности либо невозможности удовлетворения претензии покупателя в соответствии с требованиями законодательства.

Характеристика процедуры

Экспертиза качества товара производится третьей стороной, т. е. независимой государственной либо частной организацией, способной предоставить непредвзятые и объективные результаты исследования.

Подобная организация должна иметь на то соответствующие полномочия (аккредитацию и действующую лицензию), а также необходимые ресурсы – оборудование, квалифицированный персонал и т. д.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1, экспертиза качества товара производится за счет продавца либо иной ответственной стороны.

Однако в том случае, если инициатором проведения экспертизы является покупатель, процедура производится за его счет.

Особенности и результаты процедуры

Сама по себе экспертиза качества товара проводится в несколько этапов (при этом особое внимание уделяется недостатку, ставшему причиной возврата):

  1. Проверка функционирования: товар тестируется на предмет соответствия характеристикам и функциям, заявленным производителем и/или продавцом.
  2. Внешний осмотр: товар изучается на предмет сохранности пломб, наличия любых внешних повреждений, деформаций либо иных дефектов.
  3. Внутренний осмотр: внутреннее устройство товара проверяется на предмет соответствия технической документации, наличия каких-либо повреждений, а также следов загрязнения и контактов с жидкостями.

На основании проведенной проверки эксперты составляют соответствующее письменное заключение о причинах возникновения недостатка, т. е. фактически подтверждают либо опровергают причастность покупателя к выявленной им неисправности.

Порядок проведения экспертизы качества товара

Процедура исследования дефектного товара складывается из следующих этапов:

  1. Предъявление товара ненадлежащего качества.
  2. Составление заявления о возврате.
  3. Назначение экспертизы.
  4. Непосредственно экспертиза.
  5. Получение результатов экспертизы.

Предъявление товара

Товар с выявленными недостатками предъявляется представителям организации-продавца либо иной ответственной стороны вместе с документами, подтверждающими факт покупки. После обозначения покупателем обнаруженных недостатков уполномоченные лица проводят первичную проверку товара на месте.

Составление и подача заявления

Кроме товара и подтверждающих документов, следует также предъявить соответствующее заявление.

В тексте документа указываются:

  • адресат: наименование и руководитель организации, принимающей товар по гарантии;
  • заявитель: ФИО, адрес и контактные данные покупателя;
  • описание: дата и место покупки, характер обнаруженных дефектов или несоответствий;
  • суть претензии в соответствии с требованиями законодательства: возврат, обмен, перерасчет и т. д.;
  • согласие на проведение технической экспертизы;
  • подпись заявителя и дата подачи.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один передается уполномоченному представителю стороны, ответственной за гарантийные обязательства, на втором сотрудник принимающей стороны ставит отметку о принятии претензии (подпись, дата, печать) и возвращает его покупателю.

Назначение экспертизы

Исследование предъявленного товара инициируется принимающей стороной в случае невозможности выявления причины неисправности на месте.

Согласно требованиям законодательства, покупатель должен быть предварительно уведомлен о месте и времени проведения данного мероприятия и имеет право присутствовать на каждом его этапе.

Экспертиза

В ходе процедуры сотрудниками экспертной организации составляется соответствующий акт, копии которого по окончании исследования товара передаются представителям заинтересованных сторон. Текст данного документа должен содержать:

  • описание принятого товара: марка, модель, артикул, технические характеристики и параметры;
  • сведения об ответственных сотрудниках экспертной организации: ФИО и должности;
  • подробное описание каждого этапа проверки: исправность товара, его соответствие заявленным функциям и характеристикам, сохранность пломб, наличие любых внешних и/или внутренних дефектов и т. д.;

Источник: https://zakonguru.com/zpp/tovary/texnicheskaya-ekspertiza.html

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

Кто может проводить экспертизу

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/

Как проводится экспертиза по 44-ФЗ

Кто может проводить экспертизу

При формировании и публикации документации о закупке заказчики сталкиваются со множеством проблем – разработка технического задания без косяков, рассмотрение заявок на участие, допуск или отклонение участников, заключение и исполнение контракта. Самым интересным этапом в этой цепочке, как правило, становятся – исполнение контракта и приёмка работ.

Не редки случаи когда у поставщика “то лапы ломит, то шерсть отваливается” – товар не завезли на склад в нужном количестве, смету на ремонт не внимательно прочитали, с техническим заданием не в полном объёме познакомились. А заказчик что? Заказчик обязан провести экспертизу поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ до подписания документов о приёмке.

Сразу стоит оговорить тот момент, что в Законе о контрактной системе прописана ОБЯЗАННОСТЬ заказчика проводить экспертизу ПЕРЕД подписанием документов об исполнении контракта. А как именно проводить, какими документами оформлять, кто должен это делать в зависимости от объекта закупки – таких нюансов не прописано.

Получается, что в целом процедура “экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг” – проводится на усмотрение заказчика.

Каждый заказчик выкручивается из этой ситуации как может, но общие принципы организации у всех одинаковые.

И, к сожалению, основным принципом проведения экспертизы по 44-ФЗ остаётся формальность проведения данной процедуры – лишь бы проверяющие потом не докопались.

Кто проводит экспертизу?

Для начала надо разобраться кто имеет право провести экспертизу. Это могут быть сотрудники заказчика (внутренняя экспертиза) или привлечённые специалисты (экспертиза внешняя).

Внутренняя экспертиза

При проведении внутренней экспертизы заказчик должен издать приказ о назначении своего должностного лица (или лиц – тогда это будет комиссия) для приёмки поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Если заказчик решает создавать приёмочную комиссию, то её состав должен насчитывать не менее пяти человек.

Совершенно не обязательно, чтобы ответственным лицом или членом комиссии был только контрактный управляющий или сотрудники контрактной службы.

Логичнее назначать ответственными за приёмку ТРУ тех сотрудников, кому предмет контракта “ближе к телу”.

Например, в документах за поставку почтовых конвертов будет отвечать тот сотрудник, у которого конверты будут на ответственном хранении (как бланки строгой отчетности) для работы с ними или последующей выдачи.

Внешняя экспертиза

Привлечение внешних экспертов это ПРАВО заказчика. Кроме случаев, предусмотренных законом – согласно части 4.1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Это правило новое, вступило в силу летом этого года.

Однако до сих пор Правительство РФ не издало нормативного документа который бы регламентировал случаи проведения обязательной внешней экспертизы. Поэтому, уважаемые участники закупок, пока можно пользоваться этим пробелом в законодательстве.

Из “старых” требований к внешним экспертам в силе остаются – профессионализм привлекаемых лиц и возмездность оказания услуг.

Как проводят экспертизу?

Общие принципы экспертизы – подсчёт и замеры. А как ещё её провести? Поставленные товары посчитать и пощупать, выполненные работы замерить и проверить, оказанные услуги – оценить состояние до и после.

При проведении экспертизы можно проводить сплошную проверку. При ней каждый поставленный товар будет оценён. При больших поставках это работа щепетильная, требующая больших временных затрат. Экспертное заключение при этом будет содержать информацию о каждой единице товара в поставленной партии.

Можно проводить проверку выборочную. Из поставленной партии товара случайным образом выбирается одна единица, она оценивается и по ней даётся заключение о всей партии.

Как оформить результат экспертизы?

Итогом проведённой экспертизы будет заключение эксперта. Не важно внутренняя была проверка или внешняя. Чётких требований для оформления заключения Закон о контрактной системе не выставляет. Каждый заказчик определяет сам его форму и содержание.

Упрощенный вариант заключения при проведении внутренней экспертизы это запись на акте оказанных услуг “Услуги выполнены в полном объёме”, должность, подпись, расшифровка.

В заключении приёмочной комиссии необходимо указывать дату и место проведения экспертизы, перечисление присутствующих лиц, реквизиты контракта (дата, номер, ИКЗ, объект закупки и прочее), наименование поставщика и его контактные данные, описание поставленных/выполненных/оказанных ТРУ, решение КАЖДОГО члена приёмочной комиссии в отношении предмета экспертизы.

При работе внешних экспертов форму и содержание итогового заключения необходимо прописать в договоре оказания услуг. Но в целом не существенными будут отличия от акта при внутренней экспертизе. Также необходимо будет включить в акт информацию о привлечённом эксперте – на основании какого договора он оказывает услуги, его регалии и прочее.

Результат проведённой экспертизы – акт или заключение – прикладывается к документам о закупке и хранится заказчиком согласно внутренних правил. Публиковать в Единой информационной системе или на других ресурсах результаты проведённой экспертизы не нужно. Ну только если ваш работодатель отдельно не установил такую необходимость.

Кто не может проводить экспертизу по 44-фз?

Закон о контрактной системе ограничивает перечь лиц, которые могут проводить экспертизу. Ограничения эти просты и понятны. Часть 2 статьи 41 Закона о контрактной системе описывает нам кого НЕЛЬЗЯ ПРИВЛЕКАТЬ к проведению экспертизы. Там перечень из трёх пунктов, краткое содержание которых – это физические или юридические лица на решения которых заказчик или поставщик могут повлиять.

Когда необходима экспертиза?

Всегда. По любому контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе необходимо проводить экспертизу. Вне зависимости от цены, срока действия и предмета контракта. Даже при прямых закупках с единственным поставщиком.

Да, даже при заключении договора на одну тысячу рублей на поставку туалетной бумаги для нужд заказчика (как только метраж каждого рулона проверять будут не понятно, ну да ладно).

Документы о проведённой экспертизе должны подписываться ДО подписания документов о приёмке поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Подписание приёмочных документов (товарные накладные, акты оказанных услуг) не отменяют проведение экспертизы.

22.08.2019

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/803-kak-provoditsya-ekspertiza-po-44-fz

Экспертиза по 44‑ФЗ: требования, правила и сроки ее проведения

Кто может проводить экспертизу

Экспертиза по 44‑ФЗ: требования, правила и сроки ее проведения

После того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства по госконтракту, заказчик проводит приемку и экспертизу поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат — читайте в нашей статье.

Экспертиза исполнения госконтракта является обязательным мероприятием. Это следует из положений части 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ).

Экспертиза проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и служит защитой интересов заказчика в том случае, если поставленный товар, оказанная услуга или выполненные работы не соответствуют условиям контракта.

В Законе № 44-ФЗ ничего не сказано о случаях, когда экспертиза может не проводиться. А это значит, что, экспертиза должна осуществляться по всем госконтрактам. Исключение составляют контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

ВАЖНО. В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза проводится по окончании каждого этапа. Если предусмотрена ежемесячная приемка продукции, то экспертиза должна проводиться ежемесячно. Если товар (работы, услуги) принимаются ежедневно — экспертиза проводится ежедневно.

Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ

Заказчик вправе провести экспертизу как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов.

Экспертизу своими силами (иначе — внутреннюю экспертизу) может проводить любое лицо — штатный работник или работники заказчика. Сторонними экспертами могут быть как физические лица (в т. ч. ИП), так и организации. Но тут есть ряд ограничений, оговоренных в статье 41 Закона № 44-ФЗ. К проведению внешней экспертизы не допускаются:

1. Физические лица:

  • являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта;
  • являющиеся близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

2. Организации, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества , приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3. Физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

СПРАВКА. В отдельных случаях Закон № 44-ФЗ требует проводить только внешнюю экспертизу. Такие случаи должно определить Правительство РФ. Но на сегодняшний день соответствующий нормативно-правовой акт пока не принят.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Внешняя экспертиза выгодна в том случае, когда у заказчика нет опыта ее проведения собственными силами или как-ких-либо специальных- знаний о сложных товарах.

Расскажем об основных правилах проведения внутренней и внешней экспертизы.

Правила проведения внутренней экспертизы

Как было отмечено выше, Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных требований к экспертам организации. Кроме того, он не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.

Поэтому приведем примерный порядок проведения экспертизы собственными силами заказчика:

  1. Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
  2. В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.
  5. В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.

Пройти курс обучения «Управление государственными и муниципальными закупками»

По итогам экспертизы заказчик принимает решение о соответствии товаров (работ, услуг) условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки. Такой акт должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение экспертной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех выявленных недостатках;
  • подпись представителя комиссии;
  • документы и выводы экспертизы.

Правила проведения внешней экспертизы

С экспертом или экспертной организацией составляется договор, в котором стороны устанавливают порядок оказания услуги, сроки и стоимость работ. Кроме того, во избежание недоразумений с поставщиком, стоит разработать:

  • приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). , порядок оформления такого заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.

Напомним, что отследить информацию о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2020/4/15574

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.